Урок в 8-м классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление»

Девиз урока: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх»  В. Г. Белинский.

Цель: формирование умений обобщать и систематизировать учебный материал по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление», продолжить  обучать применению  формул, изу­ченных по данной теме при решении расчетных задач, закрепление умений решать графические и качественные задачи. Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чув­ство ответственности. Стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.

Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы  организации  работы  обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедий­ный проектор, мультимедийная презентация, видеоролики «Плавление льда», «Галлий – металл, который плавится в руке».

Приборы  и  материалы: свеча, спички, форма для расплавленного воска.

Ход  урока.

I. Организационный момент.

Объявление целей и задач урока.

Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления».

II. Проверка выполнения домашнего задания (5 минут).

Самопроверка решения домашних задач.

III. Актуализация  знаний  учащихся (15 минут).

Беседа  с  элементами фронтального  опроса  с  использованием  опорного  конспекта

  1. Вспомните  определение  внутренней  энергии и способы  ее изменения. 
  2. Что такое теплопередача, её виды.
  3. Заполните таблицу.
ОбозначениеНазваниеЕдиница измерения
Q
Dt
c
q
l
m

Проверьте себя.

ОбозначениеНазваниеЕдиница измерения
Qколичество теплоты     Дж
Dtизменение температуры        0С
cудельная теплоемкость  Дж/кг0С
qудельная теплота сгорания топлива    Дж/кг
lудельная теплота плавления    Дж/кг
mмасса тела       кг
  • Повторим  формулы. Установите соответствие.

Q = cm(t2t1)                        

Q = — cm(t2t1)               нагревание        

Q = cmDt                   сгорание    топлива

Q = cmDt                        плавление

Q = qm                           кристаллизация

Q = lm                           охлаждение 

Q = — lm

Проверим.

  • Графическое  изображение  процессов  плавления  и  кристаллизации.

IV.   Демонстрация опыта (выполняет учащийся) (5 минут).

V. Демонстрация видеороликов «Плавление льда», «Галлий – металл, который плавится в руке» и их обсуждение.

VI. Решение  задач (15 минут).

  1. Можно ли расплавить свинец в оловянной ложке? (нет)
  2. В каком состоянии находится спирт при температуре -120 0С; -100 0С? (в твердом; в жидком)
  3. Сколько энергии понадобится для расплавления свинца массой 10 кг, взятого при температуре 27 0С?

VII. Комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание

Презентация «Обобщение и систематизация знаний по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение.Плавление»

https://docs.google.com/presentation/d/1qiag93vnH3eGRvK53IVBIVVpBC1_7AIU_v_lZi-FaeI/edit#slide=id.p1