Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление»
Девиз урока: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В. Г. Белинский.
Цель: формирование умений обобщать и систематизировать учебный материал по теме «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. Горение. Плавление», продолжить обучать применению формул, изученных по данной теме при решении расчетных задач, закрепление умений решать графические и качественные задачи. Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности. Стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видеоролики «Плавление льда», «Галлий – металл, который плавится в руке».
Приборы и материалы: свеча, спички, форма для расплавленного воска.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Объявление целей и задач урока.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы проведём в форме урока обобщения по теме «Тепловые явления».
II. Проверка выполнения домашнего задания (5 минут).
Самопроверка решения домашних задач.
III. Актуализация знаний учащихся (15 минут).
Беседа с элементами фронтального опроса с использованием опорного конспекта
- Вспомните определение внутренней энергии и способы ее изменения.
- Что такое теплопередача, её виды.
- Заполните таблицу.
Обозначение | Название | Единица измерения |
Q | ||
Dt | ||
c | ||
q | ||
l | ||
m |
Проверьте себя.
Обозначение | Название | Единица измерения |
Q | количество теплоты | Дж |
Dt | изменение температуры | 0С |
c | удельная теплоемкость | Дж/кг0С |
q | удельная теплота сгорания топлива | Дж/кг |
l | удельная теплота плавления | Дж/кг |
m | масса тела | кг |
- Повторим формулы. Установите соответствие.
Q = cm(t2 –t1)
Q = — cm(t2 –t1) нагревание
Q = cmDt сгорание топлива
Q = cmDt плавление
Q = qm кристаллизация
Q = lm охлаждение
Q = — lm
Проверим.
- Графическое изображение процессов плавления и кристаллизации.
IV. Демонстрация опыта (выполняет учащийся) (5 минут).
V. Демонстрация видеороликов «Плавление льда», «Галлий – металл, который плавится в руке» и их обсуждение.
VI. Решение задач (15 минут).
- Можно ли расплавить свинец в оловянной ложке? (нет)
- В каком состоянии находится спирт при температуре -120 0С; -100 0С? (в твердом; в жидком)
- Сколько энергии понадобится для расплавления свинца массой 10 кг, взятого при температуре 27 0С?
VII. Комментарий к домашнему заданию.
Домашнее задание